Айседора Дункан — американская танцовщица-новатор, основоположница свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую связывала с древнегреческим танцем. Жена поэта Сергея Есенина в 1922-1924 годах. В её честь назван кратер Дункан на Венере.
- Родилась: 27 мая 1877 г., Сан-Франциско, Калифорния, США
- Умерла: 14 сентября 1927 г. (50 лет), Ницца, Третья французская республика
- В браке с: Сергей Есенин
- Родители: Джозеф Чарлз Дункан, Мэри Дора Грей
- Дети: Ирма Дункан, Анна Дункан, Патрик Дункан, Дердри Дункан
- Цитата: Искусство придает форму и гармонию тому, что в жизни является хаосом и раздором.
Айседора Дункан осталась в истории как самая прекрасная и неотразимая танцовщица конца 19-го – начала 20-го веков. Это она создала свободный, или как его еще называют, эротический танец, повторить который не удалось никому. Зачастую за ошеломительный успех и талант приходится расплачиваться, и цена бывает настолько весомой, что в разы превышает славу и популярность, пришедшие с успехом. Айседора заплатила слишком высокую цену, она так и не нашла счастья в личной жизни, пережила своих детей и сама погибла глупой, нелепой смертью.
ДЕТСТВО
Родина Айседоры Дункан – американский штат Калифорния. Именно там, в городе Сан-Франциско 27 мая 1877 года родилась будущая гениальная танцовщица. Айседора ее творческий псевдоним, при рождении ее звали Дора Энджела Дункан.
Отца девочки звали Джозеф Дункан, он был банкиром, горным инженером. Удачно провернул банковскую аферу, забрал все средства семьи и скрылся в неизвестном направлении. Его беременная жена Мэри Дора Грэй осталась одна, без денег, зато с тремя маленькими детьми.
Женщина очень переживала из-за предательства мужа, к тому же беременность давала о себе знать. Ее воротило от любой пищи, единственное, что она могла употреблять – устрицы и холодное шампанское. Когда Айседора стала известной танцовщицей, ей не раз задавали вопрос, когда она начала свою танцевальную карьеру. В ответ она шутила, что первые попытки были в животе матери, так она реагировала на устриц, запиваемых шампанским.
На момент рождения Айседоры мама воспитывала двух старших сыновей – Раймонда и Августина (Огюстена) и дочь Элизабет.
ДЕТСТВО БУДУЩЕЙ ВЕЛИКОЙ ТАНЦОВЩИЦЫ НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ СЧАСТЛИВЫМ. МАМА ЕЛЕ СВОДИЛА КОНЦЫ С КОНЦАМИ, ПЫТАЯСЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫТЯНУТЬ ТЕПЕРЬ УЖЕ ЧЕТВЕРЫХ РЕБЯТИШЕК.
К тому же ей приходилось отбиваться от вкладчиков, обманутых ее мужем, которые часто устраивали митинги под окнами их квартиры. Но она была сильной женщиной, которую не так легко сломить. Она пообещала самой себе, что даст детям нормальное воспитание, обеспечит и вырастит из них достойных людей. Она была профессиональным музыкантом, зарабатывала на жизнь частными уроками музыки, которых брала все больше и больше. Уроки отнимали все ее время, дети не получали необходимого внимания, особенно маленькая Дора.
Чтобы малышка не оставалась подолгу одна дома, ее отдали в школу в пятилетнем возрасте, причем скрыв настоящую дату ее рождения от преподавателей. Айседора навсегда запомнила те негативные моменты школьной жизни, когда чувствовала одиночество рядом со старшими по возрасту обеспеченными одноклассниками. Ей было неуютно и тоскливо, но судьба не давала выбора.
Случались и хорошие моменты, жаль, что очень редко. Днем мама занималась своими учениками, а по вечерам могла уделить внимание собственным детям. Она играла для них классические произведения, читала произведения Шекспира, старясь зажечь в их маленьких сердцах любовь к миру искусства. Такие моменты очень сближали родных людей, они стали настоящим семейным кланом Дунканов, способным противостоять всем мировым невзгодам, если возникнет необходимость.
ТАНЦЫ
Творческая биография Айседоры началась в возрасте шести лет. Именно тогда малышка Дора и ее старшая сестра Элизабет начали давать уроки танцев соседской детворе. Спустя годы Дункан создаст свои школы танцев по всему миру, а пока она учила других красоте и пластике движений. В 10-летнем возрасте Дора начала зарабатывать уроками танцев. Кроме обучения малышей, она придумала много необычных красивых движений. Это было началом нового танцевального стиля, невероятного и неподражаемого.
Девочка очень рано заинтересовалась мужчинами. В ней не было распущенности маленькой нимфетки, она просто была очень влюбчивая. Ее первым избранником стал работник аптечного склада по имени Вернон. В то время ей исполнилось всего 11, но она проявляла необычную настойчивость по отношению к предмету своей любви. Ей очень хотелось, чтобы мужчина уделял ей внимание, и такое поведение маленькой девочки просто страшило взрослого мужчину. Не зная, как поступить, он соврал, что помолвлен на другой девушке и скоро состоится его свадьба. Только после этого Дора отстала от него. Это была детская наивная влюбленность, но такое упорство и настойчивость по отношению к мужчине могло свидетельствовать о том, что в будущем она будет добиваться своих целей любыми средствами.
Школу Айседора Дункан посещала неохотно. Она не любила учить уроки, хоть и обладала хорошими способностями. Дело в том, что там ей было просто скучно. Она старалась сбежать с уроков и подолгу бродить на побережье, слушая музыку прибоя. В эти моменты в ее голове рождались идеи танцевальных движений, которые были такими же легкими и свободными, как море и ветер.
В ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ ДЕВОЧКА БРОСИЛА ШКОЛУ, МОТИВИРУЯ ЭТО ТЕМ, ЧТО ОБУЧЕНИЕ БЕСПОЛЕЗНО, И БЕЗ НЕГО МОЖНО ДОСТИГНУТЬ В ЖИЗНИ ОТЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Теперь она могла всерьез заняться музыкой и танцами и вначале репетировала сама. Но судьба готовила для нее настоящий подарок – знакомство с известной американской танцовщицей и актрисой Лои Фуллер, которая придумала и разработала танец модерн.
Лои взялась учить талантливую Дункан, и достаточно быстро они стали выступать вместе. На протяжении нескольких лет Айседора не отходила от своей наставницы, а в 18 решилась на самостоятельную карьеру и уехала в Чикаго.
Творческая карьера Айседоры Дункан началась с ночных клубов, где она выступала с танцевальными номерами. Публика видела в ней диковинную экзотику, поскольку девушка танцевала босиком, а из одежды на ней был только короткий древнегреческий хитон. Зрители пребывали в шоке от выступлений молодой танцовщицы. Ее движения были чувственными и нежными, от них невозможно было оторвать взгляд на протяжении всего выступления. Публика долго не расходилась, все находились в каком-то оцепенении после увиденного. Такие короткие наряды в те времена не носили нигде, это был перебор даже для Америки, которая считалась двигателем прогресса. И, несмотря на это, Дункан ни разу не назвали вульгарной или развратной, ее танец был воплощением изящества, легкости и свободы.
Выступления приносили хороший доход, и вскоре Айседора смогла позволить себе уехать в Европу, чтобы там найти новых поклонников своего искусства.
В 1903-м все семейство Дункан приехало в Грецию. Спустя год девушка покорила Мюнхен, Берлин, Вену. Популярность танцовщицы в Европе росла с невероятной скоростью.
В 1904-м она впервые посетила Санкт-Петербург. После этого она много раз бывала в России, где ее ждали миллионы поклонников. Успех танцовщицы достиг максимального уровня, она прилично зарабатывала, однако особого богатство так и не нажила. Все заработанные средства Дункан вкладывала в открытие новых школ танца по всему миру. Иногда случалось так, что денег не оставалось даже на самое необходимое, и тогда ее выручали друзья.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Как уже известно, первой любовью Айседоры был аптечный служащий по имени Вернон, которого она просто боготворила в возрасте 11-ти лет. После того, как он ее отверг, Дункан шесть лет ни на кого не обращала внимания, в ее жизни были только танцы, работа и карьера. О любовных приключениях девушка не думала.
А вот в семнадцать ее личная жизнь наполнилась всеми возможными чувствами – любовью, счастьем, разочарованием, болью и трагедиями. Она никогда не приветствовала брачные отношения, танцовщице по душе была свободная любовь. Ее жизнь протекала слишком бурно, она меняла любовников, как перчатки, спала со старыми и молодыми, холостыми и женатыми, бедными и богатыми, талантливыми, красивыми или вообще не имеющими никаких особенностей.
Во время работы в ночных клубах Чикаго в девушку влюбился эмигрант из Польши Иван Мироцкий. Он был далеко не красавец, рыжеволосый бородач, малоизвестный художник. Но Айседоре импонировали его сильные чувства к ней, она ответила ему взаимностью, хоть разница в возрасте между ними составляла 29 лет. Полтора года длился их роман, они часто встречались, гуляли по лесу, целовались. Все предвещало скорую свадьбу, влюбленные даже наметили ее дату, но брату танцовщицы стало известно, что в Европе у художника есть жена. Для Айседоры это стало первым серьезным ударом, она долго переживала по поводу разрыва с любимым. Чтобы справиться с потрясением, Дункан уезжает из Штатов.
Далее в личной жизни девушки появился Оскар Бережи — двадцатипятилетний актер-неудачник. И снова разочарование. Оскару предложили новый контракт с выгодными условиями, он бросил Дункан и укатил в Испанию на съемки.
Через четыре года в ее жизни возник Гордон Крэг, театральный режиссер. Айседора забеременела от него, вскоре родилась дочка. Но семейной жизни не получилось, он бросил ее с ребенком и повел под венец свою старинную знакомую.
Следующим мужчиной Айседоры стал Парис Зингер, предки которого прославились изобретением швейной машинки. Ему очень хотелось с ней познакомиться, и после одного из выступлений он пришел в гримерку к танцовщице. Эти отношения тоже не увенчались законным браком, хоть у них и родился сын.
ТРАГЕДИЯ
Айседора Дункан обладала уникальным даром предчувствовать близкую смерть. Она получала какие-то знаки от природы, по которым безошибочно определяла, что кто-то из ее близкого окружения вскоре отправится в мир иной.
В 1913-м Дункан просыпалась по ночам от страшных видений. Она потеряла сон и покой, всюду ей слышались звуки похоронного марша и мерещились небольшие гробики. Женщина понимала, что скоро сойдет с ума от переживаний за дочь и сына. Айседора пыталась максимально обезопасить их жизнь, поэтому забрала гражданского мужа и деток и поселилась в небольшом местечке Версаль.
Однажды она взяла с собой детей в Париж, ей нужно было задержаться по неотложному делу, и Айседора решила, что будет лучше, если шофер отвезет гувернантку и малышей в Версаль. В дороге автомобиль заглох, шофер вышел посмотреть, в чем дело, и в это время машина упала в Сену. Дети утонули.
ДЕПРЕССИЮ ДУНКАН НЕВОЗМОЖНО ПЕРЕДАТЬ СЛОВАМИ. НО КОГДА ВОДИТЕЛЯ СУДИЛИ, ОНА ВСТАЛА НА ЕГО ЗАЩИТУ, ПОТОМУ ЧТО ОН ТОЖЕ БЫЛ ОТЦОМ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ.
Женщина превратилась в каменную глыбу, не рыдала и никому не позволяла заводить речь о случившемся. Во время одной из прогулок вдоль реки, ей привиделись сын и дочь, держащиеся за руки. Айседора Дункан кричала так, что начала биться в истерике. Проходивший мимо молодой человек пытался ей помочь, и она обратилась к нему со странной просьбой. Дункан просила абсолютно незнакомого человека подарить ей ребенка, только в этом женщина видела свое спасение. Эта связь оказалась мимолетной, но, тем не менее, у танцовщицы родился ребенок, который умер через несколько дней.
БРАК С ЕСЕНИНЫМ
В 1921-м измученная Айседора встретила любовь всей своей жизни. Это был русский поэт Сергей Есенин, роман с которым закрутился в день их первой встречи. Она полюбила его сразу, несмотря на то, что была старше на 18 лет. Влюбленные поженились в 1922-м, это были первые зарегистрированные отношения Дункан.
Сергей любил ее страстно и безумно, выражал ей свой восторг и восхищение. Они объездили Европу и Америку, познали настоящее счастье, которое, к сожалению, не было долгим. Он не говорил на английском, Айседора знала буквально три десятка слов на русском. Однако не только трудности в общении разрушали идиллию.
На родине Есенин был признанным поэтом, а за рубежом его воспринимали исключительно как супруга великой танцовщицы. Страсти улеглись, вечной любви не получилось. В 1924 году Есенин вернулся на родину, а Дункан продолжала любить своего поэта.
Есенина не стало в 1925-м, Айседора потеряла еще одного любимого человека.
СМЕРТЬ
Айседора неслась по жизни как угорелая. Она любила скорость, любила машины, они стали для нее каким-то наваждением. Ее не остановила даже смерть детей в автокатастрофе, она сама попадала в аварии бесчисленное количество раз, но не боялась снова садиться за руль и мчаться. Это была своеобразная игра – кто кого. Финал этих гонок наступил 14 сентября 1927 года в Ницце. Айседора его проиграла. В тот день она собиралась на свидание к очередному любовнику – Бенуа Фалькетто. Он был за рулем своего спортивного авто, Айседоре досталось место пассажира. На ней была длинная красная шаль, край которой свисал за борт автомобиля. Никто не заметил, что он зацепился за ось заднего колеса. Любовник резко рванул с места машину, шаль натянулась и за считанные секунды сломала ей шею. Она умерла мгновенно, медикам осталось только констатировать смерть.