Александр Роу

Александр Артурович Роу — советский кинорежиссёр, классик волшебной киносказки; народный артист РСФСР.

Александр Роу портрет


Дата и место рождения: 1906 г., Российская империя
Дата и место смерти: 28 декабря 1973 г., Москва
Супруга: Ирина Петровна Зарубина (в браке до 1973 г.), Елена Фёдоровна Савицкая
Дети: Татьяна Александровна Роу
Награды: Lion of San Marco – Grand Prize

В Советском Союзе каждый детский Новый год начинался для детей примерно одинаково: утром первого января, пока родители спят, дети прилипали к экранам телевизора и, поглощая мандарины, смотрели сказки – «Морозко», «Конька-горбунка» или «Огонь, вода и медные трубы». Смотрели, и не знали, что снял их режиссер Александр Роу. И снял в Крыму. «Королевство кривых зеркал»: для снятой в Крыму сказки Роу просмотрел 300 пар близнецов.


Александр Роу родился 8 марта 1906 года в небольшом городке в Ивановской области. Его отец – ирландец, приехавший в Россию налаживать мукомольное производство, а мать – гречанка.
Мальчишка рано остался без папы, который в 1914 году предпочел вернуться на родину. В сложные годы смены правящих режимов, Александр перепробовал множество профессий, помогая матери, а после оказался в киношколе, затем – в Драматическом техникуме. Но, еще учась, он работал помощником режиссера. Первая самостоятельная режиссерская работа — фильм-сказка «По щучьему веленью». И с той поры и до самого конца сказка – русская, народная фольклорная стала его хлебом, талантом, основной темой творчества.

Александр Роу сказки


Почти все ленты из большого списка Александра Роу были сняты в Крыму. Не только потому, что он любил этот край, богатый на сказочные пейзажи и разнообразный по натуре, но и потому, что в 1936 году Ялтинскую киностудию передали в подчинение студии «Союздетфильм».
Его «Василиса Прекрасная»(1938) была снята здесь до войны, а сразу после нее, пока еще шли бои в Европе, в освобожденном Крыму снимается «Кащей бессмертный»(1944), где аллегория Гитлера Кащей одерживает сокрушительное поражение от двух богатырей, символизирующих народы России.


Потом были еще и еще сказки, в том числе и литературные — «Новые приключения Кота в сапогах» и «Королевство кривых зеркал», которые в такой же аллегоричной манере высмеивали капитализм, что не помешало им остаться интересными для детей и взрослых на много десятилетий. А также несколько документальных фильмов, посвященных полуострову — «Артек» и малоизвестный видовой с простым и понятным названием «Крым».

Александр Роу «Морозко»

В каждой ленте мастера поражает подобранный актерский состав: самые известные до сих пор Михаил Пуговкин, Татьяна Клюева (они оба впоследствии стали крымчанами) и несравненная Баба Яга всех времен и народов Георгий Милляр.
Георгий Францевич снялся еще в первом фильме Роу в 1936 году, умело перевоплотившись в царя-Гороха. Он стал одним из любимых актеров режиссера: в некоторых фильмах ему отданы сразу по несколько ролей – эпизодические наряду с центральными.


Роу был «первооткрывателем» некоторых впоследствии именитых актеров. Например, роль Марфушеньки в сказке «Морозко» стала для Инны Чуриковой киношным актерским дебютом и дала путевку в киножизнь. А красавец Вячеслав Воскресенский после исполнения роли ясноглазого Финиста-богатыря стал одним из секс-символов СССР.
Фильмы Роу в Крыму снимали как в павильонах Ялтинской киностудии, так и на природе. Декорациями служили скалы Никитской расселины, впоследствии получившие наименование «скал Роу», плато Ай-Петри, сосновые леса над Ялтой, Симеиз, Гурзуф и многие другие видовые места.

Александр Роу «Морозко»

В работе режиссер-сказочник использовал не только богатую природу полуострова, но и новые в кино приемы: домакетки, дорисовки, перспективные совмещения. Детские, казалось бы, несерьезные фильмы Роу до сих пор очень ценятся кинематографистами с мировыми именами. Он- классик детского кино.


В 1956 году фильм «Морозко» получил Главный приз «Лев святого Марка» на XVII Международном кинофестивале в Венеции в программе детских и юношеских фильмов, а от от Консультативного совета по кинематографии США заслужил награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра. Сам мэтр Стивен Спилберг убежден, что эта лента стала предтечей многих киношедевров Голливуда.

Александр Роу «Морозко»


В то же самое время в СССР Александра Роу чиновники неоднократно критиковали за его приверженность к одному жанру, требуя от режиссера серьезных тем вместо детских картин, вынуждая его снимать классику и документальное кино. Но Роу так и не изменил своему волшебному миру.
Последним фильмом творческой биографии Роу, который тот успел задумать, но не воплотить, стал «Финист-ясный сокол». И он тоже фрагментарно снимался в Крыму – на любимой рабочей площадке большого советского сказочника.

Личная жизнь
Известный режиссёр дважды пытался ужиться с актрисами, но оба брака были непродолжительными. И только на третий раз он нашёл себе верную помощницу и подругу.
Первой пассией Роу была яркая комедийная актриса Елена Савицкая, для которой брак с режиссёром был третьим по счёту. Талантливая пара разошлась без скандалов и обид.
Второй раз Роу всерьёз влюбился в исполнительницу роли Маланьи в его фильме «Василиса Прекрасная», ленинградскую актрису Ирину Зарубину. В 1940 году у них родилась дочь Татьяна. Они жили семьёй до начала войны, затем Роу отправился в эвакуацию, а Зарубина с ним не поехала. На том и расстались. Известно, что внук режиссёра Алексей Рыбников живёт в Санкт-Петербурге.

Александр Роу сказки


Роу мог озорничать не только на съёмках, но и в обычной жизни. В начале 1960-х годов режиссёру досталась некая часть наследства от его отца. Глава мукомольной компании, которая после смерти Артура Роу продолжала существовать, решил продать её и справедливо разделить выручку между наследниками. Поскольку дело было во времена железного занавеса, ирландские родственники, не зная, как разыскать советского наследника, подали объявление в газете «Известия», что, мол, разыскивается Александр Роу. Он откликнулся и получил свою долю наследства размером в 300 фунтов. Этих денег хватило на приличное пальто и фотоаппарат. Но когда знакомые расспрашивали его о наследстве, он хмурил брови и убедительно отвечал, что получил в наследство пароходную компанию и публичный дом, и теперь не знает, что с этим со всем делать. Со своей роднёй в Ирландии он связаться никак не мог, по тем временам это бы плохо отразилось на его репутации.
Роу много путешествовал по роду своей профессиональной деятельности и очень любил получать свежие впечатления от посещения разных мест. Со своими фильмами он побывал в 22 африканских странах, что било все советские рекорды по количеству посещений.


Смерть
За пять дней до смерти неунывающий оптимист Роу, лёжа на больничной койке, распорядился, чтобы прощание с ним устроили на родной киностудии, а в момент выноса гроба симфонический оркестр играл сюиту из комической оперы «Корневильские колокола». Близкий друг режиссёра Лев Потёмкин именно так всё и организовал.
Александр Роу скончался 28 декабря 1973 года. Его похоронили на Бабушкинском кладбище Москвы.

Александр Роу сказки

Фильмография

1938 По щучьему веленью
1939 Василиса Прекрасная
1941 Конёк-Горбунок
1945 Кащей Бессмертный
1952 Майская ночь, или Утопленница
1958 Новые похождения Кота в сапогах
1959 Марья-искусница
1960 Хрустальный башмачок
1961 Вечера на хуторе близ Диканьки
1963 Королевство кривых зеркал
1964 Морозко
1968 Огонь, вода и… медные трубы
1969 Варвара-краса, длинная коса
1972 Золотые рога
1975 Финист — Ясный Сокол

Обратный звонок

Хотите разместить рекламу на сайте?

Заполните форму обратной связи и мы свяжемся с вами в ближайшее время