Александр Артурович Роу — советский кинорежиссёр, классик волшебной киносказки; народный артист РСФСР.
Дата и место рождения: 1906 г., Российская империя
Дата и место смерти: 28 декабря 1973 г., Москва
Супруга: Ирина Петровна Зарубина (в браке до 1973 г.), Елена Фёдоровна Савицкая
Дети: Татьяна Александровна Роу
Награды: Lion of San Marco – Grand Prize
В Советском Союзе каждый детский Новый год начинался для детей примерно одинаково: утром первого января, пока родители спят, дети прилипали к экранам телевизора и, поглощая мандарины, смотрели сказки – «Морозко», «Конька-горбунка» или «Огонь, вода и медные трубы». Смотрели, и не знали, что снял их режиссер Александр Роу. И снял в Крыму. «Королевство кривых зеркал»: для снятой в Крыму сказки Роу просмотрел 300 пар близнецов.
Александр Роу родился 8 марта 1906 года в небольшом городке в Ивановской области. Его отец – ирландец, приехавший в Россию налаживать мукомольное производство, а мать – гречанка.
Мальчишка рано остался без папы, который в 1914 году предпочел вернуться на родину. В сложные годы смены правящих режимов, Александр перепробовал множество профессий, помогая матери, а после оказался в киношколе, затем – в Драматическом техникуме. Но, еще учась, он работал помощником режиссера. Первая самостоятельная режиссерская работа — фильм-сказка «По щучьему веленью». И с той поры и до самого конца сказка – русская, народная фольклорная стала его хлебом, талантом, основной темой творчества.
Почти все ленты из большого списка Александра Роу были сняты в Крыму. Не только потому, что он любил этот край, богатый на сказочные пейзажи и разнообразный по натуре, но и потому, что в 1936 году Ялтинскую киностудию передали в подчинение студии «Союздетфильм».
Его «Василиса Прекрасная»(1938) была снята здесь до войны, а сразу после нее, пока еще шли бои в Европе, в освобожденном Крыму снимается «Кащей бессмертный»(1944), где аллегория Гитлера Кащей одерживает сокрушительное поражение от двух богатырей, символизирующих народы России.
Потом были еще и еще сказки, в том числе и литературные — «Новые приключения Кота в сапогах» и «Королевство кривых зеркал», которые в такой же аллегоричной манере высмеивали капитализм, что не помешало им остаться интересными для детей и взрослых на много десятилетий. А также несколько документальных фильмов, посвященных полуострову — «Артек» и малоизвестный видовой с простым и понятным названием «Крым».
В каждой ленте мастера поражает подобранный актерский состав: самые известные до сих пор Михаил Пуговкин, Татьяна Клюева (они оба впоследствии стали крымчанами) и несравненная Баба Яга всех времен и народов Георгий Милляр.
Георгий Францевич снялся еще в первом фильме Роу в 1936 году, умело перевоплотившись в царя-Гороха. Он стал одним из любимых актеров режиссера: в некоторых фильмах ему отданы сразу по несколько ролей – эпизодические наряду с центральными.
Роу был «первооткрывателем» некоторых впоследствии именитых актеров. Например, роль Марфушеньки в сказке «Морозко» стала для Инны Чуриковой киношным актерским дебютом и дала путевку в киножизнь. А красавец Вячеслав Воскресенский после исполнения роли ясноглазого Финиста-богатыря стал одним из секс-символов СССР.
Фильмы Роу в Крыму снимали как в павильонах Ялтинской киностудии, так и на природе. Декорациями служили скалы Никитской расселины, впоследствии получившие наименование «скал Роу», плато Ай-Петри, сосновые леса над Ялтой, Симеиз, Гурзуф и многие другие видовые места.
В работе режиссер-сказочник использовал не только богатую природу полуострова, но и новые в кино приемы: домакетки, дорисовки, перспективные совмещения. Детские, казалось бы, несерьезные фильмы Роу до сих пор очень ценятся кинематографистами с мировыми именами. Он- классик детского кино.
В 1956 году фильм «Морозко» получил Главный приз «Лев святого Марка» на XVII Международном кинофестивале в Венеции в программе детских и юношеских фильмов, а от от Консультативного совета по кинематографии США заслужил награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра. Сам мэтр Стивен Спилберг убежден, что эта лента стала предтечей многих киношедевров Голливуда.
В то же самое время в СССР Александра Роу чиновники неоднократно критиковали за его приверженность к одному жанру, требуя от режиссера серьезных тем вместо детских картин, вынуждая его снимать классику и документальное кино. Но Роу так и не изменил своему волшебному миру.
Последним фильмом творческой биографии Роу, который тот успел задумать, но не воплотить, стал «Финист-ясный сокол». И он тоже фрагментарно снимался в Крыму – на любимой рабочей площадке большого советского сказочника.
Личная жизнь
Известный режиссёр дважды пытался ужиться с актрисами, но оба брака были непродолжительными. И только на третий раз он нашёл себе верную помощницу и подругу.
Первой пассией Роу была яркая комедийная актриса Елена Савицкая, для которой брак с режиссёром был третьим по счёту. Талантливая пара разошлась без скандалов и обид.
Второй раз Роу всерьёз влюбился в исполнительницу роли Маланьи в его фильме «Василиса Прекрасная», ленинградскую актрису Ирину Зарубину. В 1940 году у них родилась дочь Татьяна. Они жили семьёй до начала войны, затем Роу отправился в эвакуацию, а Зарубина с ним не поехала. На том и расстались. Известно, что внук режиссёра Алексей Рыбников живёт в Санкт-Петербурге.
Роу мог озорничать не только на съёмках, но и в обычной жизни. В начале 1960-х годов режиссёру досталась некая часть наследства от его отца. Глава мукомольной компании, которая после смерти Артура Роу продолжала существовать, решил продать её и справедливо разделить выручку между наследниками. Поскольку дело было во времена железного занавеса, ирландские родственники, не зная, как разыскать советского наследника, подали объявление в газете «Известия», что, мол, разыскивается Александр Роу. Он откликнулся и получил свою долю наследства размером в 300 фунтов. Этих денег хватило на приличное пальто и фотоаппарат. Но когда знакомые расспрашивали его о наследстве, он хмурил брови и убедительно отвечал, что получил в наследство пароходную компанию и публичный дом, и теперь не знает, что с этим со всем делать. Со своей роднёй в Ирландии он связаться никак не мог, по тем временам это бы плохо отразилось на его репутации.
Роу много путешествовал по роду своей профессиональной деятельности и очень любил получать свежие впечатления от посещения разных мест. Со своими фильмами он побывал в 22 африканских странах, что било все советские рекорды по количеству посещений.
Смерть
За пять дней до смерти неунывающий оптимист Роу, лёжа на больничной койке, распорядился, чтобы прощание с ним устроили на родной киностудии, а в момент выноса гроба симфонический оркестр играл сюиту из комической оперы «Корневильские колокола». Близкий друг режиссёра Лев Потёмкин именно так всё и организовал.
Александр Роу скончался 28 декабря 1973 года. Его похоронили на Бабушкинском кладбище Москвы.
Фильмография
1938 По щучьему веленью
1939 Василиса Прекрасная
1941 Конёк-Горбунок
1945 Кащей Бессмертный
1952 Майская ночь, или Утопленница
1958 Новые похождения Кота в сапогах
1959 Марья-искусница
1960 Хрустальный башмачок
1961 Вечера на хуторе близ Диканьки
1963 Королевство кривых зеркал
1964 Морозко
1968 Огонь, вода и… медные трубы
1969 Варвара-краса, длинная коса
1972 Золотые рога
1975 Финист — Ясный Сокол