Альфред Хичкок — британский и американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист. До 1939 года работал в Великобритании, затем — в США. Хичкок — кинорежиссёр, творчество которого прежде всего связано с жанром «триллер» и с понятием «саспенс».
- Родился: 13 августа 1899 г., г. Лейтонстоун, Великобритания
- Умер: 29 апреля 1980 г. (80 лет), Бель-Эйр, Калифорния, США
- В браке с: Алма Ревиль (1926-1980 гг.)
- Родители: Уильям Хичкок, Эмма Джейн Хичкок
- Дети: Патриция Хичкок
- Награды: BAFTA Academy Fellowship Award, Премия Сесиля Б. Де Милля
- Цитата: Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
Альфред Хичкок (Alfred Joseph Hitchcock) родился 13 августа 1899 года в Англии, в местечке Лейтонстоун (Leytonstone) в графстве Эссекс (Essex) в семье бакалейщика. Он был самым младшим из трех детей в семье. Родители Хичкока были строгими католиками.
С 1910 по 1913 год Хичкок воспитывался в иезуитском колледже святого Игнатия (St. Ignatius College) в Лондоне. После окончания колледжа он поступил в инженерно-навигационную школу, где изучал механику, электричество, акустику и навигацию. Параллельно изучал искусствоведение в Лондонском университете.
В разгар Первой мировой войны Хичкок пытался уйти добровольцем на фронт, но из-за чрезмерной полноты его зачислили в резерв, где обучали подрывному делу.
В 1915 году Хичкок устроился электриком в телеграфную компанию Хенли (Henley Telegraph and Cable Company). Так как он неплохо рисовал, то вскоре его перевели на должность художника в рекламный отдел компании.
Примерно в это же время он заинтересовался кинематографом.
В 1920 году ему удалось устроиться дизайнером титров в лондонский филиал одной из голливудских компаний (будущей студии Paramount).
Вскоре он возглавил отдел титров, а в 1923 году у него появилась возможность попробовать себя в режиссуре, однако его лента «Номер 13» (Number 13) осталась незаконченной из-за закрытия студии. Хичкок перешел работать к продюсеру Майклу Бэлкону (Michael Balcon), одному из родоначальников английского кинематографа. Перепробовав профессии сценариста, художника кино и ассистента режиссера, он снял свой дебютный фильм, совместную англо-немецкую постановку «Сад наслаждений» (The Pleasure Garden, 1925).
В 1927 году вышел фильм «Жилец» (The Lodger: A Story of the London Fog) — первый настоящий фильм Хичкока, по выражению самого режиссера. В этом фильме он впервые обратился к жанру триллера, использовал для развития сюжета, прежде всего, визуальные средства, а также впервые появился на экране в крошечной эпизодической роли — камео — которые в будущем стали визитными карточками его картин.
В 1929 году вышел первый звуковой фильм Хичкока (а также первый звуковой фильм в истории британского кино) — триллер «Шантаж» (Blackmail). Вначале он снимался как немой, затем, после закупки в Америке специального оборудования, часть сцен была переснята с синхронным звуком.
Хичкок продолжал разрабатывать свою стилистику в детективе «Убийство» (Murder, 1930) и комедии «Пестро и странно» (Rich and Strange/East Of Shanghai; другой перевод «Богатые и странные», 1932), в которой впервые проявился его неповторимый черный юмор, ставший неотъемлемой чертой творческого почерка режиссера.
Начиная с фильма «Человек, который слишком много знал» (The Man Who Knew Too Much, 1934), Хичкок почти никогда больше не отходил от жанра триллера. За ним последовали «39 ступеней» (The 39 Steps, 1935), «Секретный агент» (The Secret Agent, 1935), «Саботаж» (Sabotage, 1937), «Молодой и невинный» (Young and Innocent 1937), «Леди исчезает» (The Lady Vanishes, 1937). Последняя картина принесла Хичкоку премию Нью-йоркской гильдии кинокритиков за лучшую режиссуру.
Во время съемок фильма «Леди исчезает» Хичкок получил телеграмму от Дэвида Селзника (David Selznick) — продюсера фильма «Унесенные ветром» — с предложением приехать в Голливуд для съемок фильма о гибели «Титаника».
В августе 1937 года Хичкок впервые отправился в Америку на десять дней. Там он заключил контракт с Сэлзником, вступивший в силу с апреля 1939 года. Этот проект не состоялся, но Хичкок остался в США и начал снимать фильмы. В Европу, где началась Вторая мировая война, он так и не вернулся.
Его первой американской лентой стала «Ребекка» (Rebecca, 1939). Этот фильм вошел в пятерку самых кассовых кинолент проката США 1940 года, в том же году картина была отмечена премией «Оскар» в номинации «Лучший фильм года». Хичкок также получил номинацию на премию «Оскар» как лучший режиссер.
Период работы Хичкока с Селзником известен такими шедеврами мастера, как «Подозрение» (Suspicion, 1941), «Саботажник» (Saboteur, 1942), «Тень сомнения» (Shadow of a Doubt, 1943), «Дурная слава» (Notorious, 1946). Фильм «Завороженный» (Spellbound, 1945, номинация за режиссуру) был детективом с фрейдистской подоплекой, сцену сюрреалистического сна поставил для него Сальвадор Дали.
Во время войны Хичкок снял также два короткометражных пропагандистских фильма для британского министерства информации — небольшие картины о французском Сопротивлении.
В конце Второй мировой войны Хичкок и его давний друг Сидни Бернштейн (Sidney Bernstein) основали компанию Transatlantic Pictures, чтобы самостоятельно производить фильмы. Здесь Хичкок снял два фильма — «Веревка» (Rope, 1948) и «Под знаком Козерога» (Under Capricorn, 1948). «Веревка» — знаковая картина в карьере режиссера — это его первый цветной фильм, первый фильм, который он самостоятельно продюсировал, первый фильм, в котором у Хичкока снялся знаменитый американский актер Джеймс Стюарт (James Stewart), и первый фильм, в котором Хичкок экспериментировал с техникой съемки.
Несмотря на все это, независимые фильмы Хичкока не имели большого успеха, и он вынужден был закрыть свою компанию, заключив договор с Warner Brothers Entertainment Inc. на четыре картины. Ими стали «Страх сцены» (Stage Fright, 1949), «Незнакомцы в поезде» (Strangers on a Train, 1951), «Я исповедуюсь» (I Confess, 1952) и «Для убийства набирайте «М» (Dial M for Murder, 1954) — фильм, с которого началось сотрудничество Хичкока с его любимой актрисой Грейс Келли (Greys Kelly), которая снялась подряд в трех его фильмах.
Контакт с Селзником истек в 1947 году, и Хичкок стал снимать фильмы в сотрудничестве с другими продюсерами. В 1953 году студия Paramount предложила Хичкоку контракт, который тот принял, получив с помощью своего агента Лео Вассермана (Lew Wasserman) права на негативы некоторых своих лент.
20 апреля 1955 года Хичкок принял американское гражданство.
1950-е годы стали вершиной творчества режиссера в Голливуде, когда он снял ряд своих лучших картин: триллер «Окно во двор» (Rear Window, 1954, номинация за режиссуру), романтическую детективную комедию «Поймать вора» (To Catch a Thief, 1955), черную комедию «Неприятности с Гарри» (The Trouble with Harry, 1955), комедийный триллер «К северу через северо-запад» (North by Northwest, 1959), провалившуюся в прокате, но высоко оцененную впоследствии рядом критиков ленту «Головокружение» (Vertigo, 1958).
Единственный в его творчестве фильм ужаса «Психоз» (Psycho, 1960, номинация за режиссуру), был снят на небольшой бюджет, с использованием телевизионной техники, так как крупные студии отказались от столь жесткого материала. Фильм сделал Хичкока миллионером, и в дальнейшем он продюсировал свои картины самостоятельно.
Фильм «Птицы» (The Birds, 1963, по рассказу Дафны Дю Морье) предвосхитил популярную в 1970-е годы тему столкновения человека с враждебными и необъяснимыми силами природы.
Начиная с «Птиц», все картины Хичкока снимались на студии Universal, во главе которой стоял близкий друг Хичкока Лео Вассерман. Хичкок продал права на некоторые свои фильмы и серии телевизионного сериала студии в обмен на значительное количество акций, что сделало его одним из крупнейших акционеров Universal.
В 1950-1960-е годы он продюсировал также телевизионные сериалы «Альфред Хичкок представляет» (Alfred Hitchcock Presents, 1955-1962) и «Час Альфреда Хичкока» (The Alfred Hitchcock Hour, 1962-1965).
Последний фильм Хичкока «Семейный заговор» (Family Plot) был снят в 1976 году. В 1978 году он начал работу над сценарием фильма «Короткая ночь», занялся подбором актеров, но вскоре оказался от этой идеи, и решил оставить кинематограф.
За полувековую карьеру Хичкок снял более полусотни фильмов, большинство из которых — триллеры. Хичкока называют мастером саспенса (саспенс — нарастание напряжённого ожидания). Саспенсовые сцены являются неизменным атрибутом большинства его фильмов; он создавал их, мастерски используя кинематографические приёмы (монтаж, углы съёмки, крупные планы, необычные ракурсы и проч.).
Несмотря на пять номинаций, Хичкок ни разу не выиграл премию киноакадемии в конкурсной борьбе, получив лишь почетный «Оскар» (1967).
В марте 1979 года он получил от Американского института кино почетную награду — «За достижения всей жизни» (Life Achievement Award), а в декабре — Орден Британской империи и рыцарский титул от английской королевы Елизаветы II.
29 апреля 1980 года Альфред Хичкок скончался в своем доме в Бель Эйр (Лос-Анджелес, Калифорния). Официальная причина смерти — хроническая почечная недостаточность.
1 мая 1980 года его тело было кремировано, а прах развеян над Тихим океаном.
Имя Хичкока увековечено на голливудской Аллее Славы.
В сентябре 2003 года на территории студии Гейнсборо на севере Лондона был открыт памятник Хичкоку. Памятник под названием «Мастер саспенса» представляет собой гигантскую голову Хичкока размером с трехэтажный дом.
В 2008 году Американский институт кино назвал лучшие жанровые фильмы всех времен в десяти различных жанрах — от вестернов и мелодрам до комедий и мультфильмов. В него попали сразу четыре картины Хичкока, одна из них — «Головокружение» — названа лучшим фильмом в жанре триллера.
Фильм «Психо», по версии Американского института кино, возглавляет список ста лучших остросюжетных американских фильмов XX века.
Хичкок с 1926 года был женат на Альме Ревилль (Alma Reville), монтажере компании Famous Players — Lasky, с которой он познакомился в 1921 году. 7 июля 1928 года родилась их единственная дочь Патрисия (Patricia Alma).