Антонио Страдивари — мастер по изготовлению смычковых инструментов. Ученик Николо Амати.
Дата и место рождения: 1644 г., Кремона, Италия
Дата и место смерти: 18 декабря 1737 г., Кремона, Италия
Супруга: Антония Мария Замбелли (в браке с 1699 г. до 1737 г.)
Родители: Анна Морони, Алессандро Страдивари
Книги: Memoirs of a Stradivarius
Антонио Страдивари появился на свет в небольшом итальянском городке Кремона в 1644 году. Мастерство создания уникальных музыкальных инструментов он постигал под руководством Николо Амати, выдающегося для своего времени мастера. Первый и главный наставник Страдивари был потомственным музыкантом: Андреа Амати, знаменитый итальянский скрипач, приходился ему дедушкой. Страдивари был необычайно способным учеником, уже в 16 лет он заслужил право подписывать собственным именем созданные им инструменты. В 1666 г Антонио создал свою первую скрипку («Serdet»), которой суждено было стать настоящим произведением искусства.
В период с 1667 по 1680 гг Страдивари жил в доме, принадлежавшем некоему Франческо Пескароли, человеку, в совершенстве владевшему мастерством резьбы по дереву. Считается, именно он обучил Страдивари нюансам и секретам инкрустации. Авангардные для той эпохи приёмы декорирования Антонио часто применял в работе над своими инструментами. В это же время в личной жизни Страдивари возникли изменения: в 1667 году он женился на женщине по имени Франческа Ферабоски. В дальнейшем, она стала матерью шестерых детей. Двое сыновей (Франческо и Омобоно) в будущем увлеклись работой отца, были ему достойными помощниками.
К 1680 г. Страдивари изготовил внушительное количество струнных инструментов, среди которых были не только скрипки, но и лютни, гитары, мандолины и арфы. В 1680 году Антонио, наконец, обзавёлся собственным жильём. На мансардном этаже он организовал мастерскую, именно там Страдивари проводил множество часов за работой, скрупулёзно доводя до совершенства каждый созданный им инструмент. Невероятный, непостижимый талант Страдивари невозможно было не заметить. Уже в скором времени заинтересованные ценители эксклюзивных вещей, коллекционеры обратили внимание на творения гения. Антонио получил заслуженную возможность при жизни испытать все прелести привилегированного социального положения. Быстро распространившаяся слава принесла в семью Антонио финансовый достаток. «Богат, как Страдивари» — устойчивое выражение, так, спустя столетия, в Европе начали высказываться об обеспеченных людях.
До 1684 года влияние Амати на работу Страдивари было очевидным, хотя и не отрицало присутствие уникального почерка самого мастера. Однако когда наставник умер, Антонио, не чуждый экспериментам и новаторству, как истинный художник, начинает отходить от условных канонов в поиске варианта создания идеального инструмента с неподражаемым звучанием.
В 1698 году Франческа, супруга Страдивари, умерла. Не став долго пребывать в статусе вдовца, знаменитый итальянец женился второй раз уже через год. Избранницей оказалась Антониа-Мария Замбелли. Она родила пятерых детей, однако никто из наследников не пошёл по стопам гениального отца.
Первые 20 лет XVIII столетия считаются золотым периодом в профессиональной деятельности Страдивари. В это время были изготовлены лучшие инструменты, как в отношении дизайна, так и в плане звучания. После 1720 года мастер работал заметно менее интенсивно: сказывались проблемы со здоровьем, связанные с возрастом. Страдивари замечал, что его рука уже не так тверда, чтобы с точностью прирождённого ювелира создавать из обычного инструмента непревзойденный рукотворный шедевр. Однако работу Страдивари не бросал вплоть до последнего года жизни, предпочитая изготавливать скрипки медленнее, но без ущерба качеству.
Страдивари умер в 1737 году, 18 декабря, в своем родном городе на севере Италии. Антонио почил в чрезвычайно преклонном возрасте, ему было 93 года. Учитывая, что жизненный путь мастера пришлась на XVII и XVIII вв, этот факт долгожительства способен вызвать восхищение. Страдивари обрёл последний приют в фамильном склепе близ часовни Розарио у церкви Сан-Доменико, рядом со своей второй женой, которая умерла девятью месяцами ранее.
Знаменитые инструменты Страдивари
- «MacDonald» — уникальный альт, который так и не удалось продать с аукциона. Заявленная цена в 2014 году составила 45 миллионов долларов. Подобная сумма объясняется частично тем, что Страдивари создал всего 10 альтов, что в несколько раз повышает стоимость сохранившегося до наших дней инструмента.
- «Hellier» — скрипка, знаменитая своим необычным декорированием с применением узора из частиц слоновой кости. Идентичным образом украшена скрипка Страдивари «Ole Bull», названная в честь талантливого скрипача из Норвегии.
- «Леди Блант» — этим произведением искусства владела наследница лорда Байрона. Инструмент стал известен под её именем. Не секрет, что цена скрипок Страдивари способна поразить воображение. «Леди» ушла с аукциона за 16 миллионов долларов.
- «Sabionari» — единственная гитара из пяти, созданная Страдивари, на которой по-прежнему можно играть. Инструмент был отреставрирован в соответствии с изначальной стилевой принадлежностью к стилю барокко.
Секреты Антонио Страдивари
Изготовленные талантливым итальянцем инструменты (всего их — около 1200) не имеют аналогов. Несмотря на то, что скрипки Stradivarius тщательно исследовались, многие нюансы процесса изготовления так и остались в тени, что не позволяет современным мастерам достичь идентичного уровня. Принято считать, что Страдивари в течение своей жизни не переставал совершенствовать своё мастерство. Он постоянно вносил изменения в дизайн, создавал новые конфигурации и «пробовал» сочетания материалов, которые впоследствии порождали неповторимое звучание. Именно оно делало музыкальные инструменты исключительными, наделёнными завораживающими акустическими особенностями и таящими в себе некую тайну.
Струнные инструменты, изготовленные Страдивари в конце XVII-ого и начале XVIII веков и сегодня считаются эталонными, лучшими из всех, когда-либо созданных человеком. Секрет подобного превосходства кроется в том, что даже в современном мире некоторые нюансы в дизайне старинных скрипок, порождающие особое звучание, так и остаются под покровом тайны. До наших дней сохранились около 650 инструментов, многие из которых находятся в руках талантливых музыкантов, почитающих за честь владеть таким сокровищем.
Страдивари трепетно подходил к выбору материалов. Чаще всего, в качестве древесины использовался клён или высокогорная ель, а особенный лак коричнево-оранжевого цвета, ставший визитной карточкой творений Страдивари, мастер изготавливал лично, следуя одному ему известному принципу. Исследователи творений гениального мастера свидетельствуют, что этот лак по составу был идентичен тому, что использовался в старинном мебельном производстве. Другие — утверждают, что лак Страдивари был абсолютно посредственным и не имел прямого отношения к качеству звучания инструментов.
Некоторые скрипки впоследствии обрели «индивидуальность», а их судьба сложилась невероятным образом. К примеру, «Betts», изготовленная в 1704 г, хранится в стенах Библиотеки Конгресса США, скрипки «Alard» и «Messiah», работа над которыми была завершена в 1715 и 1716 гг соответственно, и вовсе считаются венцом творений мастера, последнюю — Антонио при жизни тщательно оберегал и хранил у себя в доме, что позволило инструменту сохраниться в лучшем и, что немаловажно, неизменённом виде.
В 2000 году один из Stradivarius ушёл с аукциона в Нью-Йорке, новый владелец заплатил за право владеть такой ценностью 1,3 миллиона американских долларов. Скрипка, хранящаяся в Эшмолеанском музее искусства и археологии (Оксфорд, Англия), оценивается и вовсе в 15 000 000 $.
В позапрошлом веке был распространён миф о том, что скрипки Антонио Страдивари настолько безукоризненны, что имеет смысл приписать им если не божественное, то эпичное происхождение. Так появилась легенда о том, что Страдивари создаёт основу для инструментов из уцелевших частей Ноева Ковчега. В актуальное время, когда скрипки разобраны и исследованы до мельчайших частиц, нет основания верить предрассудкам, однако и объяснить досконально механизм создания инструмента, а тем более — продублировать его, не удаётся.
Нюансы ремесла великого итальянца так и остаются непознанной вершиной. Личность самого мастера является притягательной загадкой для всех, кто хоть единожды имел возможность услышать, как «поёт» настоящая скрипка Страдивари.