Архип Куинджи — русский художник происхождением из приазовских греков, мастер пейзажной живописи.
- Родился: 27 января 1842 г., местечко Карасёвка, Мариупольский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя
- Умер: 24 июля 1910 г. (68 лет), Санкт-Петербург, Российская империя
Архип Иванович Куинджи родился 27 января 1841 года в Мариуполе Российской империи (ныне город на Украине). Его дата рождения является предположительной — в архивах хранятся три паспорта художника: в одном из них указано, что он родился в 1841 году, во втором — в 1842 году, а в третьем — в 1843 году.
Не все однозначно и с фамилией художника. Он происходил из семьи обрусевших греков. В метрике было записано, что он сын Ивана Еменджи. Но мальчику, предположительно, досталась фамилия деда-ювелира Куюмджи, позже вписанная в неправильной транскрипции.
Отец Куинджи был сапожником. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Один из феодосийских хлеботорговцев посоветовал Архипу ехать учиться в Феодосию к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Куинджи направился в Феодосию пешком, пробыл там почти все лето, но великий мастер не оценил талант подростка. Поэтому первые уроки живописи Куинджи получал от родственника Айвазовского — Адольфа Фесслера. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи стал работать ретушером у местного фотографа, а затем направился в Одессу, где думал с братьями открыть собственную студию, но не смог собрать для этого нужных средств.
В начале 1860-х годов он приехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств, но учеником академии так и не стал. В 1868 году, выставив на конкурс картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма», он получил звание свободного художника и стал вольнослушателем академии.
В 1872 году за картину «Осенняя распутица» он получил звание классного художника.
В 1873 году Куинджи выставил в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получил бронзовую медаль. В том же году он выставил в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро».
В 1874 году на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи представил «Забытую деревню», в 1875 году — картины «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 году — «Украинскую ночь», которая в 1878 году вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом» появилась на всемирной выставке в Париже.
В 1877 году Куинджи стал членом товарищества передвижных выставок. В 1878 году художник выставил свои картины «Лес» и «Вечер в Малороссии», в 1879 году — «Север», «Березовую рощу», «После грозы». В том же году Куинджи покинул выставки товарищества.
В 1880 году он устроил в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины «Ночь на Днепре», которая имела небывалый успех, и в том же году была выставлена в Париже.
В 1881 году так же отдельно Куинджи выставил «Березовую рощу», имевшую столь же крупный успех, в 1882 году — «Днепр утром» вместе с «Березовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до конца жизни Куинджи больше нигде своих картин не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.
В конце 1890-х — начале 1900-х годов художник часто писал горные пейзажи Кавказа («Казбек вечером», «Эльбрус днем»). В творчестве Куинджи также проявились элементы стиля модерн — в полотнах «Поляна в лесу. Туман» (1890-е), «Пятна лунного света в лесу. Зима» (1900-е), «Лунная ночь. Раздумье» (1876-1890), «Сумерки» (1890-1895). Пантеистическое чувство, которое пронизывает эти произведения, ощутимо в картинах «Радуга» (1900-1905) и «Дубы» (1900-1905).
На рубеже веков Куинджи много работал над мотивом заката, написав «сюиту» произведений — «Закат зимой. Берег моря», «Красный закат» (обе — 1900-е), «Закат в степи на берегу моря» (1900-1910).
Одновременно с творчеством Куинджи проявлял свои практические способности — он стал владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, купил участок земли в Крыму.
Куинджи преподавал в петербургской Академии художеств. С 1892 года — профессор, с 1894 года — профессор-руководитель пейзажной мастерской. В 1897 году он был уволен за поддержку студенческих волнений. Среди его учеников были Аркадий Рылов, Константин Богаевский, Николай Рерих и др.
С 1893 года Куинджи был действительным членом Академии художеств.
Он был инициатором создания в 1909 году Общества художников, позже получившее название Общество имени А.И. Куинджи.
Став миллионером, Архип Куинджи продолжал жить крайне скромно, но тратил большие суммы на поощрение бедных молодых живописцев. В 1904 году он принес в дар Академии художеств 100 тысяч рублей для выдачи 24 ежегодных премий, в 1909 году пожертвовал художественному обществу своего имени 150 тысяч рублей и свое имение в Крыму, а Обществу поощрения художеств 11,7 тысячи рублей для премии по пейзажной живописи.
24 июля (11 июля по старому стилю) 1910 года Архип Куинджи скончался в Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище, позже его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Художник был женат на обрусевшей гречанке Вере Кетчерджи, с которой познакомился в Мариуполе еще в юношеские годы. В 1989 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в Биржевом переулке в доме, где художник провел последние 13 лет жизни, был основан Музей-квартира А.И. Куинджи.