Михаил Врубель — русский художник рубежа XIX-XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных ремёслах, скульптуре и театральном искусстве. С 1896 года был женат на известной певице Н. И. Забеле, портреты которой неоднократно писал.
- Родился: 17 марта 1856 г., Омск, Российская империя
- Умер: 14 апреля 1910 г. (54 года), Санкт-Петербург, Российская империя
- В браке с: Надежда Ивановна Забела-Врубель
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске.
Его отец был строевым офицером, участником Крымской кампании, впоследствии ставшим военным юристом. Предки Врубеля со стороны отца происходили из прусской Польши. Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года, а когда ему исполнилось семь лет, отец женился вторично на пианистке с хорошей школой.
Из-за службы отца семья Врубелей постоянно переезжала, живя попеременно в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе и опять в Петербурге.
В 1874 году Михаил Врубель, окончив гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета, одновременно посещал вечерние классы Академии художеств.
В 1879 году Врубель окончил университет с золотой медалью, после чего отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. Осенью 1880 года был зачислен вольнослушателем в Академию художеств. Среди академических рисунков Врубеля выделяются акварели «Обручение Марии с Иосифом» (1881) и «Натурщица в обстановке Ренессанса» (1883).
В 1884 году Михаил Врубель оставил академию и по предложению известного искусствоведа Адриана Прахова уехал в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви.
Для написания иконостаса Врубель совершил путешествие в Венецию (1884-1885). Не имевший ранее опыта работы в монументальном жанре, художник за год создал для Кирилловской церкви композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов» на хорах и «Оплакивание» в нише притвора, изображения пророка Моисея и «Ангелов с лабарумами» (три ангела над телом Христа), иконостас (образы Христа, Богоматери с младенцем, святителей Кирилла и Афанасия Александрийских). Врубель также дописал, имитируя мозаику, одного из ангелов в куполе Софийского собора, исполнил орнаменты на столпах Владимирского собора в Киеве. Эскизы Врубеля для Владимирского собора (вариации сюжетов «Надгробный плач» и «Воскресение») не были воплощены.
В 1889 году художник переехал в Москву, где сблизился с известным меценатом Саввой Мамонтовым и стал участником абрамцевского художественного кружка. В этот период Врубелем были созданы панно «Венеция» (1893), станковые произведения «Испания» (около 1894) и «Гадалка» (1895). Он участвовал в оформлении опер композитора Николая Римского-Корсакова «Садко» (1897), «Царская невеста» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1900), поставленных в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова. Им были созданы эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамической мастерской — «Египтянка», «Мизгирь», «Купава» (1899‒1900). Врубель также выступил в роли архитектора в проекте фасада дома Саввы Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891).
Одной из главных тем творчества художника стала тема Демона, начатая «Демоном сидящим» (1890), продолженная иллюстрациями к одноименной поэме Михаила Лермонтова и завершившаяся «Демоном поверженным» (1902).
Врубель также работал как иллюстратор произведений Александра Пушкина, Уильяма Шекспира, Эдмона Ростана, Иоганна Гете, Анатоля Франса, русского былинного эпоса и древней мифологии.
Произведения Врубеля экспонировались на выставках объединений «Мир искусства» (1898-1903) и «Союз русских художников» (1903-1910).
С 1902 года Михаил Врубель страдал душевной болезнью, проходил лечение в психиатрических клиниках. В периоды ремиссии создал ряд картин и рисунков с натуры — «Дерево у забора» (1903‒1904), портрет Федора Усольцева (1904), «После концерта. Портрет Н.И. Забелы-Врубель» (1905), портрет поэта Валерия Брюсова (1906) и др.
В 1905-1906 годах Врубель создал акварельные эскизы «Голова Иоанна Предтечи», «Иоанн Креститель» и последнее произведение — «Видение пророка Иезекииля».
В ноябре 1905 года художник был удостоен звания академика.
В 1906 году Врубель полностью потерял зрение. Последние годы жизни провел в клинике доктора Бари на Васильевском острове в Петербурге.
14 апреля (1 апреля по старому стилю) 1910 года Михаил Врубель скончался. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.
В 1995 года имя художника было присвоено Омскому государственному музею изобразительных искусств.
Михаил Врубель был женат на певице Надежде Забеле (1868-1913). В 1901 году у них родился сын Савва, который умер в 1903 году от крупозного воспаления легких.