Пабло Руи́с-и-Пикассо — испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер. Основоположник кубизма, в котором трёхмерное тело в оригинальной манере изображалось как ряд совмещённых воедино плоскостей. Пикассо много работал как график, скульптор, керамист.
Дата и место рождения: 25 октября 1881 г., Малага, Испания
Дата и место смерти: 8 апреля 1973 г., Мужен, Франция
Супруга: Жаклин Рок (в браке с 1961 г. до 1973 г.),
Французский художник испанского происхождения Пабло Пикассо (Pablo Picasso), полное имя Пабло Руис-и-Пикассо (Pablo Ruiz-y-Picasso), родился 25 октября 1881 года в Малаге, Испания.
Его отец Хосе Руис Бласко был художником, преподавателем живописи в провинциальной школе изящных искусств в Малаге, профессором Школы изящных искусств в Барселоне.
В юности Пикассо решил взять более редкую фамилию матери, Марии Пикассо Лопес, вместо распространенной отцовской фамилии — Руис.
В 1892-1895 годах учился в Школе изящных искусств в Ла-Корунье, в 1895-1897 годах — в Школе изящных искусств в Барселоне, где получил золотую медаль за картину «Наука и благотворительность» (1897).
В конце 1890-х годов обучался в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде.
В 1899 году Пикассо вернулся в Барселону, где стал завсегдатаем известного кафе «Четыре кота», в котором собирались художники и литераторы.
Здесь же 1 февраля 1900 года состоялась его первая персональная выставка.
В 1901-1904 годах, получивших в его творческой биографии название «голубого периода» из-за преобладания в его картинах того времени голубой тональности, он жил то в Барселоне, то в Париже. В этой манере были написаны полотна «Любительница абсента» (1901), «Свидание» (1902), «Старый еврей с мальчиком » (1903) и др.
В следующий период, получивший название «розового», появились сцены дружбы, любования красотой тела. Произведением переходного периода — от «голубого» к «розовому» является его «Девочка на шаре» (1905). В конце «розового периода» появились «античные» картины — «Мальчик, ведущий лошадь» (1906), «Девочка с козлом» (1906) и другие.
До «розового» периода жизнь художника была скорее борьбой за существование, но его положение заметно улучшилось, когда в течение нескольких лет русский коллекционер Сергей Щукин приобрел около пятидесяти его работ. В то время Щукин обладал лучшим собранием картин Пикассо в Европе.
В 1907 году Пикассо создал композицию «Авиньонские девицы», которая считается поворотным моментом в изобразительном искусстве XX века.
С 1908 года по 1909 год Пикассо совместно с Жоржем Браком разработали новый стиль — кубизм. В этом стиле были написаны полотна «Королева Изабо», «Дама с веером» (обе — 1909), «Портрет А. Воллара» (1910), «Дриада», «Фермерша», «Три женщины», ряд натюрмортов (1909-1910). Кубизм на ранней стадии был отражен в картинах «Сидящая женщина» (1909), «Портрет Канвайлера» (1910) и «Моя красавица» (1911).
С 1912 года художник широко использовал технику коллажа — построения композиций из кусочков бумаги и других материалов, наклеенных на холст. Высшее достижение в этом стиле — две картины с одинаковым названием «Три музыканта» (1921).
К 1917 году относится первый опыт работы Пикассо в качестве театрального художника. Он создал эскизы костюмов и декораций к постановке балета «Парад» для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В 1920-е годы Пикассо продолжал работать для театра, а также писал картины в разнообразных стилях — от неоклассики до кубизма и сюрреализма.
В 1928-1931 годах художник занимался созданием произведений из металлических сварных конструкций.
В начале 1930-х годов он сделал несколько графических серий, числе которых 30 офортов к «Метаморфозам» Овидия для издательства «Скира» и к «Неведомому шедевру» Оноре де Бальзака по заказу коллекционера Амбруаза Воллара.
В 1936 году с началом гражданской войны в Испании Пикассо стал на сторону республиканского правительства и принял предложение занять почетный пост директора музея Прадо. В 1937 году художник создал панно «Герника» в память о бомбардировке баскского городка, в результате которой он был стерт с лица земли.
В годы Второй мировой войны Пикассо принимал участие в Движении Сопротивления в оккупированной Франции.
В 1944 году художник вступил во Французскую коммунистическую партию. Политические убеждения Пикассо проявились в картине «Война в Корее» (1951) и двух больших панно «Война и Мир» (1952).
В 1946 году мастер обратился к искусству керамики и практически возродил в городке Валлорис на Ривьере некогда процветавшее там керамическое ремесло.
Всего он создал около двух тысяч работ в технике керамики.
В 1947-1950 годах он разработал особую технику литографии.
В 1950 году Пикассо был избран во Всемирный совет мира.
В 1950-е годы художник писал множество вариаций на тему известных мастеров прошлого, прибегая к кубистической манере письма: «Алжирские женщины. По Делакруа» (1955), «Завтрак на траве. По Мане» (1960), «Девушки на берегу Сены. По Курбе» (1950), «Менины. По Веласкесу» (1957).
В 1958 году Пикассо создал композицию «Падение Икара» для парижского здания ЮНЕСКО.
В 1960-е годы Пикассо создал монументальную скульптурную композицию высотой 15 метров для общественного центра в Чикаго.
Пикассо был не только большим художником, но и поэтом и драматургом. Его перу принадлежат две пьесы — «Желание, пойманное за хвост» и «Четыре маленькие девочки».
8 апреля 1973 года Пабло Пикассо скончался в Мужене во Франции.
Похоронен возле замка Вовенарг во Франции.
Пикассо был лауреатом Международной премии Мира (1950) и Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1962). В 1967 году он отказался от ордена Почетного легиона.
По оценкам искусствоведов творческое наследие Пабло Пикассо составляет 1 885 картин, 12 000 рисунков и набросков, 1 228 объемных работ и скульптур, 2 880 керамических изделий, несколько печатных изданий, разошедшихся многотысячными тиражами, а также множество ковров и гобеленов.
Еще при жизни художника в 1963 году был открыт его музей в Барселоне. В 1970 году Пикассо передал в дар музею более девятисот своих произведений.
В октябре 1985 года был открыт Национальный музей Пикассо в Париже.
Он располагается в особняке Сале (Hôtel Salé), построенном в XVI веке. Музею принадлежит самое обширное в мире собрание произведений и предметов, связанных с жизнью и творчеством художника.
В октябре 2003 года в присутствии короля Испании Хуана Карлоса I и королевы Софии был открыт Музей Пикассо в Малаге.
Пабло Пикассо — один из самых «дорогих» художников мира — эстимейт (предпродажная оценка стоимости) его работ превышает сотни миллионов долларов.
Пабло Пикассо был дважды женат. В 1918 году он венчался с балериной Дягилевской труппы Ольгой Хохловой (1891-1955). В этом браке у художника родился сын Поль (1921-1975). После смерти Ольги в 1961 году художник женился на Жаклин Рок (1927-1986). У Пикассо также были внебрачные дети — дочь Майя от Мари-Терез Вальтер, сын Клод и дочь Палома от художницы Франсуазы Жило.