Рембрандт — голландский художник, гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.
- Родился: 15 июля 1606 г., Лейден, Республика Соединённых провинций
- Умер: 4 октября 1669 г. (63 года), Амстердам, Нидерланды
- В браке с: Саския ван Эйленбюрх (1634-1642 гг.)
- Дети: Титус ван Рейн
Рембрандт Харменс ван Рейн – прославленный голландский художник, гравер, величайший из мастеров светотени. Стал крупнейшим представителем Золотого века голландской живописи, работал в самых разнообразных жанрах, умел очень тонко передать на полотне человеческие чувства и переживания.
Творчество выдающегося художника Рембрандта поражает удивительной широтой диапазона. Его работы отличаются глубочайшим гуманизмом. И наряду с этим, он постоянно что-то ищет, находится в бесконечном творческом поиске выразительных художественных средств. Именно это постоянное желание достичь совершенства превратили Рембрандта в величайшего художника. Непревзойденное мастерство живописца стало примером для многих деятелей изобразительного искусства, полотна Рембрандта – это шедевр, завораживающий при первом же прикосновении к ним.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
В XVII веке Нидерландское государство обрело независимость благодаря революции, и страна зажила спокойной жизнью. Произошел всплеск развития сельского хозяйства, промышленного производства и торговли.
Именно в это спокойное и благоприятное время и родился будущий великий художник – Рембрандт Харменс ван Рейн. Родной город живописца – старинный Лейден, дата рождения – 15 июля 1607 года.
Рембрандт стал шестым ребенком многодетной семьи Хармена ван Рейна, достаточно состоятельного человека, имевшего в собственности мельницу и солодовню. Кроме этого, отец владел еще и двумя домами, а также приличным приданым своей супруги – Корнелии Нелтье. Все это приносило доход, и семья ни в чем не нуждалась. Дед будущего художника по материнской линии владел пекарней, именно он научил дочь разбираться в кулинарии. Эти навыки пригодились в замужестве, на семейном столе постоянно присутствовали вкусные и дорогие блюда.
Семья могла позволить себе и излишества, но жили они достаточно скромно, в соответствии с католическими правилами. Даже после революции в Нидерландах, родители живописца продолжали придерживаться всех канонов католицизма.
Рембрандт очень любил свою маму, и это трепетное чувство сумел сохранить на всю жизнь. Это видно по портрету, который художник написал в 1639 году. Добрый и немного грустный взгляд умудренной жизненным опытом старушки с любопытством смотрит на окружающий мир.
Никто из членов семьи не принимал участия в светских мероприятиях, они не стремились к роскошной жизни, как многие их знакомые. Можно только представить, как проходили вечера семейства – они все сидят за столом и читают, кто книгу, кто библию. Многие жители Нидерландов именно так и жили во времена Золотого века.
Ветряная мельница – собственность отца живописца, располагалась на берегу могущественного Рейна. Мальчик с ранних лет любовался красотой пейзажа, лазурной рекой, освещенной лучами восходящего или закатного солнца. Солнце едва пробивалось через маленькое окно мельницы, и практически поглощалось туманом мучной пыли. Возможно, именно эти детские воспоминания помогли художнику овладеть умением наносить свет и тень, искусно орудовать красками.
С детских лет Рембрандта отличала наблюдательность. Источником вдохновения для него могли стать и улицы родного города, посещения торговых рынков, где встречались самые разные люди, совершенно непохожие друг на друга. Мальчик любил делать наброски их лиц на бумаге.
Вначале Рембрандт учился в латинской школе, однако не очень интересовался учебой. Больше всего он тяготился точными науками, зато рисование было у него в приоритете.
Детские годы живописца запомнились ощущением счастья. Родители не стали отговаривать сына от рисования, наоборот, видя его успехи, решили развивать талант. В тринадцать лет ему нашли учителя, им стал нидерландский художник Якоб ван Сваненбург. Биография Сваненбурга практически не сохранилась, он не оставил после себя большое художественное наследие. Именно по этой причине нельзя точно сказать, какое влияние он оказал на формирование художественного стиля молодого Рембрандта.
В 1623-м молодой человек переехал в Амстердам, и начал учиться живописи у художника Питера Ласмана. На протяжении шести месяцев Рембрандт учился у него не только живописи, но и гравюре.
ЖИВОПИСЬ
Процесс обучения продвигался прекрасно. Рембрандту очень нравились картины Ласмана, и он быстро перенял у наставника технику его владения кистью. От Питера молодой художник научился работать с яркими и насыщенными красками, передавать игру тени и света, точно, практически до скрупулезности, прорабатывать мелкие детали флоры.
В 1627-м начинающий художник оставил столицу, и вернулся в родной Лейден. К тому времени он настолько уверовал в свои силы и способности, что подговорил друга Яна Ливенса открыть свою школу живописи. За небольшой промежуток времени она стала очень популярной среди голландцев. Друзья не соперничали, наоборот, порой создавали общее полотно, хотя каждый из них вкладывал в работу частичку собственного стиля.
К своему двадцатилетию Рембрандт уже успел прославиться своими детализированными ранними работами, среди которых самыми заметными стали «Побиение камнями святого апостола Стефана» 1625 года, «Паламедеи перед Агамемноном» 1626 года, «Давид с головой Голиафа» 1627 года и «Похищение Европы» 1632 года.
Вдохновение приходит к художнику после каждого выхода на улицу, он любил гулять в скверах, чтобы случайно встретить обычного прохожего и запечатлеть его с помощи резца на деревянной доске. Помимо этого, Рембрандт сделал гравюры с портретами своих родных и близких, а также серию автопортретов.
Талант молодого живописца не остался незамеченным, Рембрандт попал в поле зрения поэта Константина Хейгенса, которому очень нравилось то, что создают эти молодые художники – ван Рейн и его друг Ливенс. Он видел в них многообещающих живописцев. Картину Рембрандта «Иуда возвращает тридцать серебреников», Хейгенс считал достойной сравнения с холстами мастеров итальянской школы живописи. Однако, несмотря на такое лестное сравнения, он увидел и недостатки этой работы. Связи поэта помогли Рембрандту завести богатых почитателей искусства. Посредничество Хейгенса помогло художнику получить первый серьезный заказ, принцу Орлеанскому понадобились картины на религиозную тематику, и он обратился именно к Рембрандту. В 1636 году художник пишет полотно под названием «Христос перед Пилатом».
Однако настоящего успеха Рембрандт добился только в столице. 8 июня 1633 года живописца представили дочери обеспеченного бюргера Саскии ван Эйленбюрх, которая и вывела его в свет. Благодаря девушке Рембрандт стал вхож во многие знатные дома, завоевал прочное положение в обществе. Большую часть своих шедевров Рембрандт написал именно в период пребывания в Амстердаме.
Рембрандта всегда вдохновляла красота его любимой, поэтому он очень часто писал с нее портреты. Буквально на третий день после женитьбы, художник написал портрет женщины в шляпе с огромными полями. Работу выполнил при помощи серебряного карандаша. Он изображал свою любимую Саскию в домашней обстановке, теплой и уютной. Эта красивая пухлощекая женщина украшала и другие полотна мастера. К примеру, появилась в образе загадочной девочки на полотне под названием «Ночной дозор». Внешне девочка – точная копия его жены.
В 1632 году Рембрандт пишет картину «Урок анатомии доктора Тульпа», которая и принесла ему небывалую славу. Все дело в том, что живописец не стал использовать стандартные приемы создания групповых портретов. Зачастую, лица на холсте были повернуты к зрителям. Доктор и его ученики на картине Рембрандта получились невероятно реалистичными, и это принесло ему небывалую славу.
Спустя три года Рембрандт создал еще один шедевр, свое знаменитое полотно «Жертвоприношение Авраама», в основу которого лег сюжет из Библии. Картина получила достойную оценку светского общества.
В 1642 году Стрелковое общество сделало ван Рейну заказ на создание группового портрета, который хотели разместить в новом здании. По совершенно непонятным причинам картину назвали «Ночной дозор». Ее запачкали сажей, и только в XVII веке искусствоведы сумели рассмотреть, что на полотне запечатлено дневное время.
Художнику удалось досконально изобразить все тончайшие детали мушкетеров, пребывающих в движении. Кажется, что в этот момент время просто остановилось, дав Рембрандту запечатлеть на полотне выход ополченцев из темного двора.
Заказчикам такое новшество художника не понравилось, живописец из Нидерландов пренебрег общепринятыми в 17-м веке канонами. В те времена портреты, в том числе и групповые, выполнялись парадно. Персонажи на полотне располагались анфас, и замирали, не выполняя ни малейшего движения.
Ученые придерживаются мнения, что именно это полотно оказало большое влияние на дальнейшую творческую биографию Рембрандта, а именно, привело его к банкротству в 1653 году. Исчезли все потенциальные заказчики, полотна живописца стали невостребованными.
ТЕХНИКА И КАРТИНЫ
Рембрандт считал истинным предназначением живописца изучение натуры, возможно, именно по этой причине его полотна отличались излишней фотографичностью. Ему хотелось запечатлеть на холсте каждую мелочь, даже самую незначительную эмоцию в выражении лица человека.
Так же, как и многие мастера, жившие и творившие в Золотом веке, Рембрандт пользовался в своем творчестве религиозными мотивами. Картины ван Рейна не просто запечатлевали лица, они передавали весь сюжет, имеющий собственную историю.
Картина «Святое семейство», написанная в 1645 году, передает естественность лиц персонажей. Создается впечатление, что живописец поставил себе целью перенести зрителя в обычный крестьянский дом, его уютную теплую атмосферу. Кисть и краски помогли художнику создать на полотне обычную крестьянскую семью. Работы Рембрандта отличаются полным отсутствием помпезности. По мнению Карла Маркса, Мадонна Рембрандта написана как обычная нидерландская крестьянка. И это не вызывает удивления, ведь всю свою жизнь живописец вдохновлялся обычными людьми, которых видел в своем окружении. Поэтому неудивительно, что прообразом молодой женщины, убаюкивающей младенца, могла стать простая служанка.
У многих деятелей искусства были свои тайны, Рембрандт не стал исключением. После его смерти биографы и искусствоведы много думали над разгадкой тайн его многочисленных полотен.
К примеру, полотно под названием «Даная» (его еще называют «Эгина»), живописец писал долгих одиннадцать лет. Он начал работу над ним в 1636 году. Рембрандт изобразил на холсте юную деву, пробудившуюся ото сна. В основе сюжета – древнегреческий миф о Данае, приходившейся дочерью царю Аргосскому и матерью Персею.
Исследователи задавались вопросом, почему в обнаженной деве отсутствуют черты Саскии. И только после того, как обследовали картину с помощью рентгена, поняли, что первоначальный образ Данаи был написан с жены художника, а после того, как любимая умерла, Рембрандт изменил изображение на полотне, убрав из него черты супруги.
Искусствоведы много спорили по поводу личности девушки, изображенной на полотне. Художник не написал название своего труда, а сюжет невозможно было трактовать, так как на холсте отсутствовал золотой дождь. В соответствии с легендой, Зевс предстал перед Данаей именно в таком виде. Ученые никак не могли понять, как на безымянном пальце изображенной девушки появилось обручальное кольцо. В древнегреческой мифологии об этом украшении нет никакого упоминания. Всемирно известная «Даная» находится в России, она выставлена в Эрмитаже.
К загадочным полотнам Рембрандта можно отнести и «Еврейскую невесту», написанную в 1665 году. Так картину назвали уже в 19-м веке, и до сих пор идут дебаты по поводу изображенных людей на этом полотне. На молодой девушке и ее спутнике старинные костюмы, аналогичные библейской одежде. Большой популярностью пользовалось и полотно «Возвращение блудного сына», датированное 1669 годом. На его создание художнику понадобилось шесть лет.
Рембрандт обладал совершенно уникальным стилем написания своих картин, при минимуме красок он делал свои картины «живыми». Это все благодаря игре тени и света.
Отлично получалась у художника и мимика, люди на его полотнах выглядят настолько живо и естественно, что кажется, они сейчас придут в движение, заговорят, заулыбаются или заплачут. В 1639 году Рембрандт написал портрет своего отца, так вот на нем видно каждую морщинку, старик смотрит с полотна мудрыми и грустными глазами.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Любимая жена художника – Саския умерла в 1642 году. Она скончалась от туберкулеза. В этом браке родилось четверо детей, но выжил только один – сын Титус, остальные скончались младенцами. После смерти жены отец с сыном поддерживали теплые дружеские отношения. К концу 1642-го художник снова устроил свою личную жизнь. Его избранницей стала девушка по имени Гертье Диркс. Родители его покойной жены выражают недовольство тем, как он распоряжается приданым, доставшимся ему после женитьбы на Саскии. Художник жил очень роскошно. Спустя некоторое время новая возлюбленная обратилась в суд с жалобой на Рембрандта за то, что он не выполнил свое обещание, не взял ее в жены. Вторая жена родила художнику дочку Корнелию.
В 1656-м у живописца начались серьезные материальные трудности, он объявляет о собственном банкротстве, и отправляется жить в уединенном домике на окраине Амстердама.
Так хорошо начавшаяся жизнь художника, с ее счастливым детством и беззаботной юностью, обеспеченностью и признанием общества осталась в прошлом. А в настоящем Рембрандта ждала суровая реальность – отсутствие заказчиков и нищенская старость. Состояние художника всегда находило отражение на его картинах. Еще в годы жизни с Саскией, его картины дышали радостью, были наполнены солнцем и счастьем. К примеру, «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный художником в 1635 году, где он изобразил себя смеющимся искренне и открыто, в окружении лучезарного света, заливающего комнату.
Ранние картины живописца поражали своей детализацией, а вот позднее творчество характерно широкими мазками, и тьмой, которая используется им вместо солнечных лучей.
В 1661-м Рембрандт написал полотно «Заговор Юлия Цивилиса», которое заказчики так и не оплатили. Причиной отказа в оплате послужило то, что художник не проработал лица участников заговора скрупулезно, так, как он это делал на протяжении всей своей творческой деятельности.
В 1665-м, незадолго до своей кончины, художник написал свой автопортрет. Он изобразил себя Зевксисом, древнегреческим живописцем, умершим от смеха. Оказывается, он сам написал портрет Афродиты, изобразив ее старухой. А потом начал смеяться над своей работой, причем так сильно, что скончался от смеха. На автопортрете Рембрандт изобразил себя смеющимся, в этой картине прослеживается черный юмор.
СМЕРТЬ
Единственный сын художника – Титус, умер в 1668 году от чумы. Рембрандту довелось пережить своего наследника, и это очень плохо сказалось на душевном состоянии живописца. Рембрандта Харменса ван Рейна не стало 4 октября 1669 года. Местом его захоронения стала нидерландская церковь Вестеркерк в Амстердаме.