Сергей Васильевич Рахманинов — русский композитор, пианист, дирижёр.

Сергей Васильевич Рахманинов портрет
Дата и место рождения: 1 апреля 1873 г., Старорусский уезд
Дата и место смерти: 28 марта 1943 г., Беверли-Хиллз, Калифорния, США
Супруга: Наталья Александровна Сатина (в браке с 1902 г. до 1943 г.)
Либретто: Скупой рыцарь
Дети: Татьяна Сергеевна Рахманинова, Ирина Сергеевна Рахманинова
Родители: Любовь Петровна Бутакова, Василий Аркадьевич Рахманинов
Композитор, пианист, дирижер Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1873 года в дворянской семье в имении Онег Новгородской губернии (по другим данным – в усадьбе Семеново Новгородской губернии, ныне – Новгородская область). Рос в музыкальной семье. Его дед, Аркадий Рахманинов, пианист, известен как автор салонных романсов.
С юных лет Сергей Рахманинов начал систематически учиться музыке. В 1882 году он поступил в Петербургскую консерваторию.
В 1885 году переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории. Здесь Сергей Рахманинов впервые встретился с Петром Чайковским. Знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами.
Среди произведений, написанных в годы учебы, — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (первая редакция, 1891), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (1991).

В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с Большой золотой медалью как пианист, а в 1892 году – как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» (1892) по поэме Александра Пушкина «Цыганы». В 1893 году она была поставлена в Большом театре. С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста.
Среди его произведений 1890-х годов выделяются симфоническая фантазия «Утес» (1893), «Музыкальные моменты» для фортепиано (1896) и ряд романсов. Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году было создано Элегическое трио «Памяти великого художника».
В 1895 году Рахманинов сочинил Первую симфонию, премьера которой в 1897 году обернулась крупным провалом. Сильное потрясение привело Рахманинова к творческому кризису. На несколько лет он отошел от сочинения музыки, сосредоточившись на исполнительской деятельности.
В 1897–1898 годах Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова, тогда же началась его международная исполнительская карьера. Первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899 году. В 1900 году он побывал в Италии.

В 1898–1900 годах неоднократно выступал в ансамбле с Федором Шаляпиным.
К началу 1900-х годов Рахманинову удалось преодолеть творческий кризис. Последовавшие полтора десятилетия стали самыми плодотворным в его биографии. Первые крупные произведения этого периода – Второй концерт для фортепиано с оркестром (1901) и Соната для виолончели и фортепиано (1901). Радостным, весенним мироощущением проникнута кантата «Весна» (1902) на стихи Некрасова.
В 1904–1906 годах Рахманинов работал дирижером в Большом театре, где его «специальностью» были оперы русских композиторов XIX века. Тогда же он написал две одноактные оперы – «Франческа да Римини» (1904) на либретто Модеста Чайковского по Данте Алигьери и «Скупой рыцарь» (1904) по Пушкину. Обе оперы увидели свет рампы в 1906 году в Большом театре под управлением автора. Третья опера этого периода – «Монна Ванна» по одноименной пьесе Мориса Метерлинка осталась неоконченной.

Крупные инструментальные опусы 1900-х годов – Симфония №2 (1907) и Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1909). Мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца Арнольда Беклина.
С 1906 года три зимы Рахманинов провел в Дрездене, летом возвращаясь домой. Он довольно часто выступал в тот период в Европе как пианист и дирижер. В 1907 году принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Сергеем Дягилевым в Париже, в 1909 году впервые выступал в США, в 1910–1911 годах играл в Англии и Германии.
В 1910-х годах Рахманинов уделял много внимания крупным хоровым формам. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его богослужебные композиции – Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). В 1913 году была написана монументальная поэма «Колокола» на стихи Эдгара По для солистов, хора и оркестра.
Богато и разнообразно представлены в его творчестве 1900-1910-х годов и малые формы: романсы (в том числе знаменитые «Сирень» на слова Екатерины Бекетовой, «Здесь хорошо» на слова Галины Галиной, «Маргаритки» на слова Игоря Северянина и многие другие), пьесы для фортепиано (в том числе две тетради прелюдий и две тетради «Этюдов-картин»).
Февральская революция 1917 года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая нарастала в связи с разворачивающимися событиями. Октябрьская революция была встречена композитором настороженно. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратиться на многие годы, поэтому композитор воспользовался пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В декабре 1917 года Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 году он вместе с семьей поселился в США.

В Америке Сергей Рахманинов добился огромного успеха. Слушателей привлекало не только высокое исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры, внешний аскетизм, за которым скрывалась яркая натура гениального музыканта.
Особым успехом пользовались его интерпретации собственной музыки и произведений композиторов-романтиков – Фредерика Шопена, Роберта Шумана, Ференца Листа. Граммофонные записи рахманиновской игры дают представление о его феноменальной технике, чувстве формы, ответственном отношении к деталям.
Многочисленные концертные выступления не оставляли Рахманинову сил и времени для сочинения музыки. В течение первых девяти лет эмиграции Рахманинов не написал ни одного нового произведения.
В 1926 году он закончил Концерт №4 для фортепиано с оркестром (начатый в России в середине 1910-х годов). Затем появились «Три русские песни» для хора и оркестра (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (1931), «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром (1934), Симфония №3 (1935–1936) и «Симфонические танцы» для оркестра (1940). В последних двух произведениях с особой силой звучит тема тоски по утраченной России.
В годы Второй мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь.
28 марта 1943 года Рахманинов скончался после тяжелой болезни в кругу своих близких в Беверли Хиллз, Калифорния, США.
Рахманинов был женат на Наталье Сатиной – родственнице отца. В 1903 году в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, в 1907 году – Татьяна.

Необычные привычки и высказывания истинного музыканта
▪️Очень часто композитор отмечал, что он всего лишь на 85 процентов музыкант. Если же интересовались, куда делись оставшиеся 15, то Рахманинов отвечал, что он еще и человек.
▪️Сергей Васильевич очень тяжело переживал провал своих произведений, но удачное исполнение тоже могло вызвать в нем творческие сомнения. Однажды после успешного выступления он вынужден был запереться в гримерке, чтобы никого не видеть. Когда же маэстро открыл дверь, то сразу же попросил, чтобы ему ничего не говорили о концерте, так как он не музыкант, а сапожник.Несмотря на большие гонорары за свои выступления, Рахманинов предпочитал одеваться достаточно скромно, что подмечали многие журналисты того времени. Но это ничуть не мешало ему держать в своем гараже последние модели дорогостоящих автомобилей.
▪️Рахманинов всегда бережно относился к своим рукам, многие современники отмечали, что они у него были очень красивые. Даже кнопки на его ботинках перед концертами застегивала всегда супруга, чтобы он не поранил пальцы.
▪️Рахманинов был требователен не только к себе, но и к публике. Особенно он не любил когда в зале начинали кашлять и разговаривать во время его исполнения. Свое недовольство он выражал тем, что мог пропустить несколько вариаций в произведении.

Фильмы, в которых звучит музыка Рахманинова
Существует огромное количество кинолент, в которых можно услышать прекрасные образцы творчества Сергея Рахманинова, и с каждым годом их количество неизменно пополняется. Мы приведем лишь некоторый список самых популярных фильмов, в которых встречается музыка композитора.

1.Страна грез (2016)
2. Зверополис (2016)
3. Дневник Бриджит Джонс 3 (2016)
4. Хорошая жена (2015)
5. Вечеринка закончилась (2015)
6. Бёрдмен (2014)
7. Паганини: Скрипач дьявола (2013)
8. Бен-Стивенсон: хореограф и его Музы (2012)
9.Чудо (2012)
10.Однажды вечером (2010)
11.Хор (2009)
12. Слеза (2007)
13. Шесть демонов Эмили Роуз (2005)
14.Шрек 2 (2004)
15.Дневники Бриджит Джонс (2001)
16.Мелкие мошенники (2000)
17.Авансцена (2000),
18.Сабрина (1995)
19.Короткая встреча (1993),
20. Свадьба моего лучшего друга (1997)
21. Блеск (1996)
22. Нью-йоркские ночи (1984)
23. Доктор Живаго (1965)